Составление смет
Смета – важный финансовый документ, на основе которого планируются расходы на проведение строительных, ремонтных, реставрационных или проектных работ. Составление смет имеет задачу максимально точной оценки стоимости предстоящих работ, однако, при большой сложности заложенных работ, использовании комплектующих сторонних производителей, естественной инфляции с течением времени, смета может давать ощутимую погрешность.
Какая бы ни была погрешность расчета сметы, выполнять эту работу необходимо внимательно, так как именно по этому документу компанию будут оценивать при прочих равных условиях. Составленные строительные сметы могут выгодно позиционировать компанию или перевести её при сравнении проектов в ранг бесперспективных.
Когда составляется смета
Смету составляют до начала ремонта. Чтобы грамотно составить смету, необходимы точные данные помещения: длина стен, высота потолков, расположение окон и т. д. Сначала я считал все по плану БТИ, а схему попросил начертить друга-архитектора. К нашему изумлению, план оказался неточным: одна из стен на плане была немного длиннее, чем в жизни.
Нестыковку заметил замерщик компании, у которой я заказывал кухню. Для замеров он использовал высокоточное лазерное оборудование, а планы начертил в специальной программе, которая контролирует результат и не позволят ошибиться в расчетах.
Замеры делают быстро, а результат можно получить в течение нескольких дней. Я получил детальные чертежи, где указаны не только длины, площади пола, но и площади стен, которые очень сложно подсчитать самостоятельно из-за окон и дверей.
Такая услуга в среднем стоит 5000 Р. Но она упростит расчет необходимого количества материалов и позволит избежать ошибок. Например, меня замерщик спас от лишних трат: я уже планировал заказать технику, которая бы в итоге не поместилась туда, куда я планировал по плану БТИ.
Учтите, что размеры до демонтажа, после демонтажа и после черновых работ отличаются. Это важно для заказа всего, что планируется вписывать в помещение: мебель, кухня, двери, встроенные шкафы. Ошибка даже в сантиметр здесь имеет значение. Например, мне подпиливали полочки и полировали наждачкой пластиковые вставки для света: из-за слоя штукатурки пространство между стенами стало на пару сантиметров меньше.
Для чего нужна смета
Смета лежит на пересечении интересов заказчика и исполнителя. Заказчик хочет потратить на ремонт как можно меньше, а исполнитель заработать как можно больше.
Почему важно правильно составить и оформить смету. Без сметы у вас как у заказчика меньше аргументов, чтобы защитить свой бюджет: вам могут навязать дополнительные работы или взять деньги за то, что даже не делали. Но даже идеальная смета может не уберечь от дополнительных трат. Зато она поможет решить, обоснованны эти траты или нет.
Если вы заключили договор со строительной фирмой, вы можете попросить объяснить, почему от вас требуют больше денег, чем указано в смете. Они обязаны доступно рассказать, почему нужны дополнительные работы.
Смета определяет и технологию проводимых работ. Представьте: вам звонит бригадир и требует денег. Говорит, что пришлось шпаклевать стены по другой методике, и он докупал материалы и плюмбус за свой счет.
Если правильно составили смету и согласовали ее с представителем фирмы, можете сказать: «Вы не согласовали со мной траты, изменение техпроцесса и не предупредили о дополнительных работах. Поэтому я не могу подтвердить, обоснованны эти траты или нет. А плюмбуса в смете вообще не было — я не понимаю, зачем он нужен, и платить за него не буду».
Виды смет
Смета затрат на производство
Включает плановые затраты на изготовление продукции, составляется по каждому виду выпускаемой продукции.
В ней указываются прямые, или переменные, расходы, которые зависят от объема выпускаемой продукции:
- материальные затраты;
- заработная плата производственных рабочих и страховые взносы;
- амортизационные отчисления;
- иные расходы непосредственно связанные с выпуском продукции.
Здесь формируется неполная себестоимость изделия.
Такие сметы затрат используются при расчете нормативной стоимости готовой продукции, по которой она будет учитываться на складе, и продажной цены, по которой эта продукция будет реализована покупателям.
Смета затрат на производство позволяет контролировать использование ресурсов — не допускать перерасхода материальных затрат, своевременно выявлять отклонения фактических показателей от плановых, анализировать и устранять причины отклонений. Без производственной сметы невозможно контролировать фактические затраты.
Сметы доходов и расходов
В сметах доходов и расходов ТСЖ (товарищества собственников жилья), ТСН (товарищества собственников недвижимости), гаражные кооперативы, садоводческие некоммерческие товарищества в доходах указывают сумму членских и (или) целевых взносов, которые идут на содержание некоммерческой организации, а в расходах — все производимые ею расходы.
В расходах таких организаций учитываются в том числе заработная плата бухгалтера и председателя, расходы на охрану, затраты на коммунальные платежи, на вывоз мусора, противопожарную безопасность и т. д. Утверждаются сметы общим собранием собственников.
В конце года ревизионная комиссия проверяет обоснованность произведенных расходов, их документальное подтверждение, соответствие фактических расходов расходам, указанным в смете.
Строительные сметы
Составляются на строительно-монтажные работы по ремонту, капитальному ремонту зданий и оборудования, на реконструкцию и строительство новых объектов (зданий, жилых домов, коттеджных поселков), благоустройство дворовых территорий, прокладку автомобильных дорог и т. д., а также на проектно-изыскательские работы по строительству.
3 составляющие смета на СМР:
- прямые затраты;
- накладные расходы;
- сметную прибыль.
В сметы на инвестиционные проекты закладываются затраты на проведение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, прибыль, которую должна получить подрядная организация от выполнения работ.
Как правило, цена в инвестиционных договорах и строительных договорах подряда договорная (то есть свободная, ни к чему не привязанная).
Стоимость строительства определяется на стадии подготовки проектно-сметной документации с учетом экономических, географических и природных факторов, местных условий. Субъекты инвестиционной деятельности (инвесторы, заказчики-застройщики, подрядчики) самостоятельны и равноправны, поэтому цена на объекты капитального строительства устанавливается при обоюдном согласии сторон.
Стоимость строительства может определяться и на разных стадиях, например:
- проектные работы (составление генплана, эскизов и т. п.);
- строительно-монтажные работы (непосредственное выполнение строительных работ);
- пусконаладочные работы по введению в эксплуатацию необходимого оборудования на строящемся объекте.
Цены в строительных сметах определяются на основе вариантного и гибкого подхода без жестких регламентов и чрезмерной централизации. Выбрать оптимальную стоимость, сроки и качество выполнения проектов позволяют подрядные торги.
Стоимость строительной продукции и объем производства зависят от спроса: чем больше востребовано жилье, тем дороже 1 м2 жилой площади и тем больше возводится жилых домов.
Смету может составить любой участник инвестиционного процесса:
- проектировщик, работающий по договору с заказчиком. В этом случае смету обычно составляют ресурсным методом или в базисном уровне с применением твердой цены;
- заказчик — определяет предварительную стоимость инвестиционного проекта или составляет инвесторскую смету для пакета тендерной документации;
- генподрядчик — определяющий стоимость посредством подрядных торгов.
Пример составления сметного отчета
Количество и особенности оформления сметных отчетов напрямую зависят от объекта строительства/монтажа/благоустройства и т.п. Рассмотрим инструкцию по составлению отчета на конкретном примере. Администрация муниципального района планирует провести благоустройство территории и ее озеленение. Для этого она заключает договор подряда с выбранной компанией. Все работы должны проводиться в точном соответствии с ранее составленной сметной документацией. Работа ведется в несколько этапов.
Этап 1. Составление ведомости видов работ
Прежде всего, подрядчик должен определиться с конкретными видами планируемых работ и определить их показатели:
- единица измерения (штуки, квадратные или кубические метры и др.);
- количество работы (например, 1500 м2 территории нужно озеленить);
- техника, необходимая для выполнения этих задач (бульдозеры, битумные насосы, самосвалы, асфальтоукладчики и многие другие); при выполнении работы без применения техники ставится соответствующая пометка «вручную».
Результатом этого этапа должна стать готовая ведомость по запланированным видам работы. На ее основе сметчики рассчитывают все затраты на материалы/работы, рабочие часы, а также зарплаты сотрудников. Ведомость расписывается по каждому виду работ – например, в нашем примере это будет посадка деревьев, благоустройство газона и многое другое.
Этап 2. Составление ведомости расчета материальных затрат
По каждому запланированному виду деятельности составляется ведомость с определением материальных затрат. Документ также оформляют в виде таблицы, в которой указывают такие графы:
- Вид материала с группировкой по задачам. Например, для газона материалами будет плодородный грунт и семена трав для засева.
- Единица измерения по расходу – это также может быть квадратный или кубический метр, количество материала, а также его стоимость за единицу.
- Далее указывают общую стоимость в рублях и приводят итоговую стоимость по каждому виду объекту (газоны, деревья, проезды и т.п.) с указанием общей цены за всю работу.
Этап 3. Составление ведомости расчета зарплаты работников
Также сметчики должны составить и ведомость с расчетами по зарплате. Расчеты приводятся в виде таблицы с такими графами:
- Наименование вида работ (например, устройство газона или посадка деревьев).
- Общий объем, указанный в ранее приведенных единицах измерения (например, 1500 м2 газона).
- Норма времени, которое предполагается затратить на этот вид деятельности (час).
- Тарифная ставка – рублей в час.
- Доплаты при наличии.
- Общая стоимость – фонд оплаты труда (в рублях).
Этап 4. Составление ведомостей по расчету машино-часа
Также сметчики должны рассчитать и данные по расходам, связанным с работой каждого вида техники. Для этого обычно составляют 2 отчета. В первом указывают входные данные, которые используются при обосновании расчета машино-часа (по каждому объекту техники). Например, для бульдозера это будут:
- балансовая стоимость;
- тарифная ставка по оплате труда;
- стоимость 1 литра топлива;
- норма расхода топлива;
- стоимость 1 литра смазочного материала и др.
На основе этого рассчитывают каждый показатель, связанный с издержками на работу бульдозера (амортизация, выплата зарплаты, издержки на топливо, материалы, аренда гаража и т.п.). В итоге составляют второй отчет (ведомость), в которой описывают:
- показатель;
- единицу измерения (рубль, месяц, час, литр и т.п.);
- общая сумма издержек в рублях.
Этап 5. Локальные сметы
Наконец, сметчик составляет и несколько локальных смет. Они представляют собой ведомости со списками работ, материалов по каждому объекту (газон, дороги, деревья и т.п.). В таблице используют такие графы:
- Наименование вида расхода (выплата зарплаты, НДС, накладные расходы и т.п.).
- Общая сумма.
- Примечание при необходимости.
Таким образом, составление сводного сметного отчета – это всегда многоэтапный и довольно трудоемкий процесс. Скорость составления документации напрямую зависит от сложности объекта, поэтому обычно оформление сметы планируют заблаговременно.
"ИНТЕХ" - инжиниринговая компания. На нашем ресурсе air-ventilation.ru Вы можете узнать необходимую информацию и получить коммерческое предложение.
Отзывы о компании ООО "ИНТЕХ":
Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.