Проектирование торговых центров
Торговые центры относятся к общественным зданиям. Специальным документом для проектирования таких объектов является СП 118.13330.2012. При разработке проекта нужно не только соблюсти стандарты и своды правил, но и интересы заказчика – обеспечить надлежащую логистику и потоки покупателей, учесть нормы пожарной безопасности и оптимальную организацию парковки, создать привлекательный облик фасадов и внутренних площадей.
Особенности проектирования торговых центров
При разработке проекта торгового центра недостаточно выбрать стандартные архитектурные и планировочные решения. Содержание проекта должно учитывать коммерческую составляющую объекта, т.е. возможность собственника зарабатывать деньги от арендаторов, либо непосредственно от покупателей. Для этого придется оценивать перспективы торговой деятельности на данной территории и в районе, удаленность от транспортной инфраструктуры, примерные направления будущей торговли. Чтобы спроектировать современный и успешный ТЦ, к работе привлекаются не только архитекторы и проектировщики, но и маркетологи, дизайнеры, иные специалисты.
Нормативные акты
Нормативная база для проектирования торговых центров та же, что и для большинства других видов общественных зданий:
- Градостроительный кодекс РФ;
- СП 118.13330.2012 Общественные здания;
- НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности;
- СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность;
- СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Отдельные нормативные акты будут применяться, если ТЦ оборудуется лифтами, эскалаторами, подъемниками для инвалидов. Например, ГОСТ Р 54765-2011 распространяется на эскалаторы и спецподъемники для инвалидов, а согласно ГОСТ Р 53780-2010 проектируются лифты. Ссылки на все нормативные акты будут указаны в проектной документации.
Комментарий специалиста. Даже используя типовые решения при проектировании торговых центров, специалистам придется корректировать его под городскую и квартальную застройку. Например, для облегчения проезда и логистики нужно проанализировать транспортную инфраструктуру. Также на работу с проектом повлияет исходная информация от заказчика – анализ перспективных арендаторов, единство стиля для всех объектов компании, иные вводные данные.
Простым языком
Современный торговый центр – это больше чем место для совершения покупок. Даже в будние дни ТЦ принимает посетителей в кинотеатрах, игровых зонах, фудкортах, иных точках для развлечения и отдыха. В выходные дни торговый центр вообще может стать местом пребывания семьи с утра до вечера. Для этого проект должен предусматривать:
- удобное расположение на участке для доступа с остановок общественного транспорта, заезда личных автомобилей и такси;
- грамотно спланированные парковочные места на прилегающей территории, на подземных площадях;
- привлекательный вид, который выделит центр среди множества других похожих объектов;
- оптимальное распределение потоков с учетом коммерческих целей и удобства посетителей;
- универсальную планировку внутренних площадей, которые можно легко перераспределять под потребности арендаторов.
Естественно, это далеко не полный список особенностей, которые предстоит учесть проектировщикам. Хороший проект не только сэкономит сметные расходы заказчика, по и повысит конкурентоспособность объекта и его рыночную стоимость, привлечет постоянный поток клиентов.
Основные правила планировки помещений ТРЦ
Отсутствие «мертвых зон» - отдаленных мест, доступ к которым по тем или иным причинам затруднен. Если в связи с конструктивными особенностями здания избежать наличия таких участков не представляется возможным, то используются специальные приемы для привлечения посетителей. Такого эффекта можно достичь путем размещения в соответствующей зоне оригинальных декоративных объектов, которые будут вызывать повышенный интерес.
Оптимизация маршрута и скорости перемещения посетителей - максимальный охват всех площадей комплекса. Пространство ТРЦ рассчитывается таким образом, чтобы человек смог посетить как можно больше торговых объектов. Эта проблема становится особенно актуальной при проектировании мега-комплексов огромной площади, однако при профессиональном подходе такая задача вполне разрешима.
Рационализация вертикальных связей – правильная разработка схем расположения межэтажных коммуникаций, создание простого и привлекательного доступа к верхним этажам здания. Плохая навигационная схема часто служит причиной низкой посещаемости верхних этажей – это одна из причин, по которой проектирование ТЦ может оказаться провальным. Для устранения данной проблемы недостаточно мер по правильному расположению торговых точек. Задача решается путем размещения эскалаторов, траволаторов, лифтов, лестниц.
Акцент на местах подъема делается с помощью планировочных или дизайнерских приемов. Нестандартный способ привлечь покупателя на второй этаж – организация пространства таким образом, чтобы при входе в здание человек «принудительно» поднимался выше с помощью эскалатора, а уже после осмотра второго этажа - спускался вниз к кассовой зоне и выходу.
Существует и другое, еще более оригинальное решение данной проблемы – в ТРЦ строятся двухэтажные торговые точки, чтобы об эффективности охвата второго этажа беспокоился сам арендатор. Независимо от схемы размещения, все вертикальные коммуникации оснащаются специализированным оборудованием для людей с ограниченными возможностями.
Формирование «закладок» - организация мест, которые особенно запоминаются посетителям. Люди ассоциируют расположение того или иного магазина с яркими акцентами и начинают лучше ориентироваться в помещениях ТРЦ. Например, таким акцентом может выступить большой аквариум, фонтан или водопад по стеклу.
Проектирование ТЦ: классификация
Занимаемся проектированием торговых центров любого типа. В России отсутствует собственная официальная классификация, поэтому ориентируемся на международную.
Помимо перечисленных существуют и другие ТЦ, но встречаются редко.
- Микрорайонные. Якорным арендатором такого ТЦ будет продуктовый супермаркет. Площадь обычно не превышает 10 000 кв. м. Основные посетители — жители микрорайона, проживающие в 5-10 минутах ходьбы.
- Окружные. Якорные арендаторы окружного ТЦ — продуктовые магазины, крупные магазины-склады или магазины, осуществляющие каталожную торговлю. От микрорайонных ТЦ отличаются большим обилием товаров и увеличенной площадью: 10 000 – 30 000 кв. м. Обслуживают население, проживающее на расстоянии до 30 минут езды, т. е. жителей своего и ближайших районов.
- Региональные. В региональных ТЦ можно приобрести товары любого назначения. В них обязательно будут находиться: универсальный магазин, магазин с дисконтными товарами и модный молодежный бутик. Якорным арендаторам отдается около 50% торговой площади. Общая площадь объекта колеблется от 30 000 до 75 000 кв. м. (иногда до 100 000 кв. м.). Зона охвата составляет до 25 км.
- Суперрегиональные. В таком ТЦ ассортимент товаров еще шире, чем в региональном. Площадь составляет от 75 000 кв. м. Основные арендаторы — универмаги полного ассортимента. Их может быть два и больше. Торговая зона может составлять до 50 км.
Зависимо от предлагаемого ассортимента торговые центры можно разделить на универсальные и специализированные.
Типы зонирования торговых центров
- Товарно-тематическое — зонирование, при котором внутренняя площадь поделена на четкие блоки. Например, в правом крыле находится детская одежда, в левом — взрослая, на последнем этаже — исключительно мебель, а на первом — обувь.
Преимущество: все четко и структурировано.
Недостаток: в отдаленные зоны клиенты могут вообще не доходить, повлиять на маршрут посетителей невозможно. - Смешанное — зонирование, предполагающее создание тематических зон. Например, вещи для женщин (от одежды до косметики и кожгалантереи), детский этаж, товары для сада и огорода.
Преимущество: возможность комплексного шопинга и управления потоком посетителей.
Недостаток: сложность в сотрудничестве с арендаторами, продающими разноплановую продукцию, наличие «мертвых зон» в центральной части помещений. - Взаимозаменяемое — зонирование без четкой привязки к ассортименту. При таком зонировании бутик головных уборов вполне может заменить выехавший цветочный магазин.
Преимущество: гибкость, возможность направлять клиентопоток в нужную сторону.
Недостаток: непростая навигация для посетителей, повышенное число «мертвых зон».
Зонирование торговых помещений может быть выполнено с помощью:
- стационарных монолитных стен;
- непрозрачных мобильных конструкций;
- стеклянных перегородок.
Выбор материала зависит от концепции помещения, маркетинговой стратегии, архитектурных особенностей и других факторов.
Этапы проектирования
Любому процессу проектирования характерны этапы, помогающие систематизировать работу.
- Предварительный этап или подготовка. В задачи данного этапа входит не только анализ выбранного участка земли, но и оптимизация будущего здания относительно имеющейся инфраструктуры.
- Разработка внешнего дизайна. Включает определение уровня требований относительно объема строительства и дизайнерской концепции будущего ТЦ.
- Система логистики. Обязательна разработка привязки объекта торговли к имеющимся транспортным путям, чтобы облегчить доставку продукции.
- Разработка внутренней планировки ТЦ. Происходит с учетом равномерного распределения товарных и покупательских потоков по всей территории комплекса.
- Разработка складских и приемных помещений. Осуществляется с учетом входящих и выходящих товарных потоков;
- Оптимизация переходов. Тщательно продумываются и систематизируются переходы: лестницы, эскалаторы и лифты, решая задачи формирования равномерного распределения покупательских потоков между этажами.
- Расположение рекламы. Для эффективной работы этого немаловажного аспекта успешной торговли должно быть продумано оптимально подходящее место.
- Паркинг. Зона паркинга играет огромную роль в работе любого магазина, поскольку удобный заезд-выезд определяет уровень потока покупателей.
При разработке проекта для торгового центра обязательно должны быть учтены нормы уровня освещения, продумана вентиляция и соблюдена пожарная инструкция. Данные немаловажные аспекты гарантируют абсолютную безопасность большого количества людей в общественном месте. При этом категорически недопустимы проектные или строительные ошибки, которые впоследствии могут обернуться трагедией, иногда даже угрозой для жизни людей.
Особенности дизайна интерьеров торговых комплексов
Привлекательный внешний вид интерьера торгового комплекса создает у потенциального клиента приятное впечатление и желание вновь посетить его, особенно если и уровень обслуживания, и ценовая политика, и сам товар соответствуют качеству интерьера.
Главной особенностью дизайна торгового комплекса является то, что в его состав входят помещения арендаторов, представляющих различные фирмы и учреждения, имеющие свою логистику. Объединить их одним стилистическим решением - задача довольно сложная. Здесь необходим выбор универсальной концепции, которая позволит сохранить облик интерьера даже при смене арендатора.
Дизайн проект торгового комплекса может быть выполнен в любом стиле, главное - грамотно подобрать цветовую гамму, элементы декора и аксессуары. А вот освещению уделяется особое внимание.
Современные торговые комплексы имеют такую отличительную особенность, как высокие потолки. Поэтому, во избежание лишних затрат на освещение воздушного пространства используется акцентированное освещение над рабочей поверхностью, а также различного рода подсветки.
Световые табло играют немаловажную роль: они указывают на сектор с товарами и позволяют легко ориентироваться покупателям. Размещаются они чуть выше светильников с акцентированным освещением. В обязательном порядке подсвечиваются указатели выхода из торгового комплекса, особенно аварийные.
"ИНТЕХ" - инжиниринговая компания. На нашем ресурсе air-ventilation.ru Вы можете узнать необходимую информацию и получить коммерческое предложение.
Отзывы о компании ООО "ИНТЕХ":
Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.