Проектирование складов
Хранение различной продукции необходимо на любом производстве. Продукты питания, металлические изделия, стройматериалы, техника и оборудование – вся продукция нуждается в особенных условиях. Это температурный режим, влажность воздуха, отсутствие естественного света или иные требования, которые предъявляет заказчик. В статье мы расскажем про проектирование складских комплексов – как должны располагаться помещения и какие нормы есть для терминалов.
Разновидности складов
Классификация проходит по категориям. Учитываются множественные характеристики, различия бывают по:
- функциональности;
- специализации, например, наличие специального холодильного оборудования;
- режиму хранения – настраиваемые камеры с автоматизированным управлением климатом внутри;
- конструкции – арочные, двускатные или прямоугольные;
- наличию инженерных систем;
- по приспособленности к нахождению человека – хорошее напольное покрытие, подъездные дороги и пр.
Учитывая эти сведения о постройке, все проекты складских зданий делятся по категориям.
Класс «А+»
Это самые технологичные склады. Они обладают всеми коммуникациями вплоть до современных противопожарных сигнализаций. В помещении все предусмотрено для попутного размещения офиса или магазина. Черты:
- оборудованность новыми технологиями;
- наличие полок или конвейерной ленты;
- высокие потолки и много пространства;
- присутствие сети видеонаблюдения;
- благоустроенная территория на участке – зеленые посадки, автомобильный подъезд, в некоторых случаях – ЖД линия;
- удобная и красивая конфигурация, внимание к внешнему виду;
- максимальное обеспечение сохранности грузов в надлежащем виде, соблюдение всех норм хранения, возможность подстраивать режим под потребности продукции;
- средства для грузоперевозки, погрузочные площадки, дорожные знаки и прочие элементы инфраструктуры.
Еще один подвид – это «А -». Он ничем не отличается от рассматриваемой категории, но сами здания уже прослужили более 20-30 лет и потеряли свою престижность в месте расположения, внешнем виде.
Класс «В» и «В+»
Встречаются чаще всего, представляют из себя постройки 90-х годов. Есть и современные аналоги. Прочное, каркасное здание из железобетона с необходимыми инженерными системами, облицовкой фасада и ремонтом внутри, но без современного технологического оснащения.
Могут быть одноэтажными или иметь 2-3 яруса, иногда в проекте нет удобного подъезда или приспособленной техники для погрузки и разгрузки. Это происходит из-за того, что часто такие склады были созданы во вторичной постройке, например, вместо завода.
Температурный режим обычно не регулируется, но поддерживается исправно. Можно реконструировать здание, на это уйдет не много сил и средств.
Класс «С» и ниже
Это ветхие складские помещения, для которых нужна не просто модернизация, а полная перестройка. Их пустили в эксплуатацию в 30-50-е годы, с тех пор ничего не менялось. Так при проектировании здания склада потребуется заново делать:
- все коммуникации, так как хранилища зачастую даже не отапливаются;
- пожарную систему, сигнализацию, видеонаблюдение;
- отделочные работы внутри и снаружи;
- средства приспособления для хранения – полки, конвейер и пр.
Часто все постройки этого класса находятся вне черты города. Мы будем рассматривать этапы создания конструкции категории «А+».
С чего начинается проектирование склада?
Проектировщик, сталкивающийся со столь трудоемкой и ответственной работой, обязан чётко представлять, как должен работать будущий склад и какие его параметры будут достаточными для решения поставленных задач. Отсюда проектирование складских помещений всегда начинается с определения площади и высоты здания, разработки планировки помещений, продумывания оптимальной транспортной схемы, расчёта достаточного количества въездных ворот (длины погрузочно-разгрузочной рампы) и подбора соответствующей номенклатуры складского оборудования. Множество нюансов придётся объединить в одну сложную систему, которая должна будет действовать без сбоев.
Принципы логистики
Опытный проектировщик всегда руководствуется основными принципами логистики, которые помогают достичь нужного результата быстрее и дешевле:
- Рациональность – выбор оптимальных управленческих решений.
- Целостность – выстраиваемая логистическая система должна выполнять заданную целевую функцию.
- Системность – логистический объект со всеми своими подразделениями должен представлять собой единое целое, но являться частью другой – более крупной системы.
- Иерархия – логистическая система должна иметь наиболее простое и понятное – иерархическое построение.
Этапы и разделы проектной документации
Проектирование складов существенно отличается от подготовки документов на другие виды производственных объектов. Это связано с функциональным назначением складских зданий – обеспечением эффективной работы с товарами и транспортными потоками.
Этапы проектирования складов
На начальном этапе проектирования выбирается общая концепция будущего объекта, оформляются архитектурно-градостроительные решения и облик (АГР и АГО). Разработка проектной документации продолжится по следующим этапам:
- выбор общих архитектурных, объемно-планировочных, конструктивных и строительных решений;
- проектирование инженерных систем, которыми будут обеспечены складские помещения;
- обоснование выбранных решений, их надежности, функциональности и эффективности;
- разработка мер пожарной и экологической безопасности;
- проектирование подъездных путей, разгрузочных и погрузочных площадок, транспортных развязок, парковок.
Для перемещения товаров в пределах склада, приемки и отгрузки продукции будет использовать специальное оборудование. Проектировщик должен выбрать планировочные и конструктивные решения, которые обеспечат эффективное использование оборудования и техники. Для обустройства складов предусматриваются разные зоны на крупногабаритный, средний и мелкий товар, места расстановки и крепления стеллажей, надлежащая вентиляция и кондиционирование.
На завершающем этапе оформляется проект организации строительства, выбираются стройматериалы и оборудование, составляют сметы и расчеты, спецификации. Эти документы потребуются подрядчику для возведения здания.
Комментарий специалиста. Для складов нужно спроектировать систему энергоснабжения, позволяющую работать даже в условиях аварийных или плановых отключений. Это особенно актуально для продуктовых складов, поэтому системе энергоснабжения уделяется особое внимание. Для надлежащей работы персонала склада будут спроектированы административные и рабочие помещения, зоны отдыха.
Разделы проектной документации на склад
Проект оформляется по мере выбора, описания и обоснования решений. Содержание разделов должно соответствовать Постановлению Правительства № 87, техническому заданию заказчика. В обязательный перечень разделов входит:
- пояснительная записка;
- планировочная схема участка;
- архитектурные, конструктивные, объемно-планировочные решения;
- сведения об инженерном оборудовании, технологических решениях;
- проект организации строительства;
- мероприятия по охране окружающей среды;
- меры по обеспечению пожарной безопасности;
- решения в сфере энергоэффективности;
- расчетно-сметная документация на объект;
- иная документация, в зависимости от особенностей объекта и участка.
Точное содержание разделов зависит от типа склада, его функциональных характеристик. Например, склад может не подключаться к централизованным системам отопления, предусматривать электроснабжение от собственной подстанции. Все эти моменты повлияют на содержание проектной документации.
Согласование проекта склада
После завершения проектных работ заказчик должен утвердить документацию. Согласно ГрК РФ, проект направляется на обязательную экспертизу, если будет строиться склад с количеством этажей более двух и площадью от 1500 кв.м. После оформления положительного экспертного заключения нужно обратиться за разрешением на строительство. Только этот документ дает право на возведение здания в соответствие с проектом.
Где согласовывается проект
В зависимости от стадии проектирования, согласование пройдет следующим образом:
- проектную документацию утверждает заказчик;
- экспертизу, если она предусмотрена ГрК РФ, проводят негосударственные и государственные экспертные организации;
- разрешение на строительство выдается органом стройнадзора (в Москве это Госстройнадзор);
- на подключение к инженерным сетям потребуются согласования в МосСвете, эксплуатационных и ресурсоснабжающих организациях;
- согласование пожарной безопасности может потребоваться в МЧС (ОГРН).
Точный перечень согласований вам помогут определить наши специалисты после сдачи готового проекта.
Проектирование складов и ангаров
Проектирование любого вида складского сооружения начинается с тщательного анализа предъявленного технического задания, точного определения поставленной задачи и её оценки. Определяются нормы проектирования, тип конструкции, обрабатываются имеющиеся данные.
При разговоре с заказчиком проектировщик получает дополнительную информацию, касающуюся строительства будущего здания. В частности, она касается:
- более точной формулировки поставленных целей (если требуется);
- определения величины и интенсивности материального потока, при необходимости, составление графиков и диаграмм, включающих в себя пики нагрузок, рабочие мощности и величину средней производительности;
- необходимого функционала складских подсистем (рабочих зон, вспомогательных зданий и.т.д.);
- Определения итоговых показателей на разных стадиях строительства.
Итак, после того, как рассчитали все необходимые показатели, можно приступать к составлению перечня основных элементов склада или складского комплекса. Для этого, как правило, используются структурные схемы, представляющие из себя подробное графически-текстовое описание каждого сегмента производственных складских комплексов с детальным описанием их технических характеристик и особенностей.
Общая структурная схема комплекса включает в себя сумму признаков всех подсистем с определением оптимального функционального решения.
Для каждой рабочей зоны составляется своя диаграмма потоковой нагрузки, определяющая количество продукции, мест сортировки и зон хранения, а также интенсивность проведения отбора. Схожие диаграммы составляют и для внутрискладских потоков – в них, прежде всего, определяется количество и тип транспортируемой продукции, а также количество перевозок в час.
Завершает данный этап перечень автономных подсистем, входящих в состав будущего комплекса. К ним относят:
№ | Полезная информация |
---|---|
1 | грузоподъёмную технику и специализированные виды складского оборудования |
2 | перевалочные и сортировочные пункты |
3 | изолированные хранилища, использующиеся как склад ЛВЖ, горючего, огнеопасного либо радиоактивного сырья и.т.д. |
4 | автоматизированные системы, цифровые базы данных и прочие информационные технологии |
5 | дополнительные виды техники и складских сооружений |
Что же касается более простых решений – ангаров различных типов сборки для временного хранения, мобильных складов из металлоконструкций и.т.д. – заказчик подбирает элементы проектных документов по своему усмотрению. Связано это с тем, что большинство типов указанных сооружений возводится по типовым проектам, применимым практически к любым условиям, будь то функциональное назначение склада или климатические условия местности:
- в первую очередь составляется расчёт и проектирование схем монтажа каркаса из металлоконструкций с подробным описанием использующихся материалов и оборудования. В обязательном порядке указываются показатели прочности и деформационной устойчивости как отдельных элементов и крепежей, так и всего каркаса;
- хотя проектирование временных складов обычно не предполагает использования железобетонных конструкций, они всё же встречаются: в качестве примера можно привести склады готовой продукции повышенного уровня огне- или химической опасности, в частности, легковоспламеняющихся жидкостей – спирт, бензин, керосин и.т.д. При этом нормативы проектирования устроены аналогичным образом – включая наличие графических схем (с текстовым описанием) монтажа фундаментной плиты, анкерных опор и свай, определение состава и плотности используемого раствора, параметров армирующей сетки и пр.
Проектирование холодильных складов
Данные строения используются, как ясно из названия, для «холодного» хранения товаров и грузов с ограниченным сроком годности либо нуждающихся в обеспечении соответствующего температурного уровня для поддержания своих функциональных свойств.
Условно выделяют три типа подобных конструкций – холодильные и морозильные склады, а также изолированные сегменты, называющиеся морозильными камерами. Первые используются для временного или «промежуточного» хранения грузов и используются, как правило, в качестве перевалочных пунктов между изготовителем и потребителем (либо производственными объектами).
Вторые отличаются более низкими температурами хранения и, соответственно, могут использоваться гораздо более длительные сроки.
Третьи представляют собой отдельную зону в складском помещении (либо одно из вспомогательных зданий), прошитую теплоизоляционными листами и оборудованную холодильником для временного внутрискладского хранения скоропортящейся продукции.
При проектировании холодильного склада любого из указанных типов в первую очередь учитываются следующие параметры:
- материал и обшивка стен и внутренних перегородок. В принципе, тут всё понятно – помещение, либо зона в помещении, должна удерживать оптимальную для хранения температуру, не пропуская тепло снаружи. Как правило, дополнительную изоляцию стен не проводят – в отличие от перегородок, разграничивающих зоны хранения с различным температурным режимом;
- фундамент. Проектная документация должна содержать точный расчёт гидро- и термоизоляции фундаментной плиты с итоговым определением оптимальной конструкции и состава раствора (наилучшим выбором будет гидрофобный портландцемент). При этом необходимо учитывать особенности почвенного слоя и уровень влажности;
- тип холодильного оборудования. Всего их три – моноблочные, би-блочные и центральные, различающиеся в зависимости от типа монтажа и уровня рабочей мощности. Моноблочные легко и быстро монтируются на одной раме и отличаются малыми мощностями, впрочем, достаточными для работы малогабаритного склада или зоны. Би-блочные устанавливаются на двух рамах, комплектуются холодильными шкафами с системой регулирования и используются в крупногабаритных складах для обслуживания нескольких товарных секций либо зон. Центральные фреонные либо аммиачные установки используются непосредственно на заводах-изготовителях и крупных комбинатах. Главное их преимущество – пиковая мощность, недостаток – сложный и дорогостоящий монтаж.
Также проект должен включать в себя конструктивные характеристики будущего здания, определение количеств и стоимости используемых материалов и их транспортировки, расчёт холодильных установок и проведение инженерных коммуникаций.
Проектирование складов горючих веществ
Основной фактор, который должен учесть проектировщик перед составлением документации на склад ГСМ или нефтепродуктов – высокую пожаро- или взрывоопасность. Это касается как хранения воспламеняющихся материалов, так и осуществления работ по их переработке, фильтрации, розлива в тару и.т.д.
В первую очередь место строительства будущего здания чётко делится на соответствующие зоны опасности:
- зона складирования – высокая опасность. Включает в себя резервуарные парки для хранения нефтепродуктов, топлива и масел. Допускается хранение металлических ёмкостей и бочек на специальных поддонах с деревянными распорками – при этом стеллажи, на которых размещаются поддоны, должны быть вмонтированы в пол и не подходить слишком плотно к стенам;
- зона переработки – высокая опасность. Должна комплектоваться разливочным оборудованием для тарирования нефтепродуктов, хорошо освещаться и отапливаться (допускается использование только централизованных отопительных систем – водных или паровых. Запрещаются инфракрасные светильники, а также использование твёрдых видов топлива – угля, торфа, древесины и.т.д.);
- зона обслуживания – средняя либо низкая опасность. Такая зона присутствует практически в любом складе и включает в себя служебные помещения, использующиеся для обеспечения нормального функционирования комплекса. Сюда входят мастерские, котельные, генераторные и.т.д.;
- административная зона – минимальная опасность. Включает в себя кабинеты и офисы, комнаты отдыха для персонала, помещения для охраны, а также гараж частного автотранспорта.
Помимо этого проектная документация содержит подробные указания о расположении подъездных путей к комплексу, наличии осветительных коммуникаций, площади ограждающих конструкций и земляных валов (для предотвращения движения огня в случае массивного возгорания).
Так как многие резервуары для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и газовых баллонах монтируются непосредственно на фундаменте, проектом оговариваются и их характеристики: объём, использующиеся материалы, тип фундамента, а также определяется допустимое для использования в зоне складирования оборудование – как правило, основным требованием является отсутствие искр при контакте, трении и других видах физического воздействия.
Не допускается наличие чердачных помещений. Все конструкции обрабатываются огнезащитным покрытием, оптимальным для определённой нормы пожароопасности склада; это же касается напольного покрытия. Проект предполагает наличие графической схемы, подробно иллюстрирующей расположение и принцип действия вентиляционной системы, а также датчиков открытого пламени и автоматических систем пожаротушения.
"ИНТЕХ" - инжиниринговая компания. На нашем ресурсе air-ventilation.ru Вы можете узнать необходимую информацию и получить коммерческое предложение.
Отзывы о компании ООО "ИНТЕХ":
Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.